Что такое жестовый язык

В Новое время (период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем) в Европе в рамках целых государств стали складываться единые национальные языки, а вместе с тем и жестовые. До этого глухие жили достаточно изолированно друг от друга, обучались индивидуально, и в процессе их общения с окружающими в каждом случае вырабатывалась своя система жестов.

Важнейшим толчком к развитию и распространению жестовых языков на территории целых государств стало возникновение в конце XVIII в. учебно-воспитательного центра для детей с нарушениями слуха под руководством аббата Шарля Мишеля де л'Эпе во Франции.

Основной задачей первых сурдопедагогов было научить глухих писать и читать по-французски. В процессе обучения активно использовался так называемый старофранцузский жестовый язык (Old French sign language) — язык, который развился внутри небольшого сообщества глухих в Париже [Wilcox, Wilcox (in press)]. Этот язык был в учебных целях дополнен «методическими» жестами, обозначающими части речи, род и другую грамматическую информацию. Данная французская методика оказалась успешной и вскоре была заимствована другими странами.

Так, в 1806 г., в России по указу вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны было открыто первое училище для глухонемых (Санкт-Петербургское училище в Павловске). Поводом для открытия училища стала встреча Марии Федоровны с глухонемым мальчиком Александром Меллером в Павловском парке.

В США первая школа появилась в 1817 г. в Хартфорде, штат Коннектикут.

Чуть позже, чем в Париже, открывается школа для глухих детей в Лейпциге, созданная С. Гейнике. Гейнике и его последователи видели свою цель в обучении глухих детей устной речи, произношению. На Миланской конференции 1880 г. по проблемам обучения глухих «устный метод» был признан более эффективным, чем «мимический» и также вскоре стал применяться в школах Европы, Америки и России.

Русский жестовый язык (РЖЯ) — родной язык людей с нарушением слуха. Есть исследования, доказывающие, что люди с нарушением слуха думают не на звучащем, а на жестовом языке, который представляет собой сложную лингвистическую систему со своими правилами.

РЖЯ — это носитель мышления и средство общения в развитии глухого человека, именно он учитывает особенности его мышления.

Русский жестовый язык — его родной, природный язык.